Дмитрий Красицкий (dvdm) wrote,
Дмитрий Красицкий
dvdm

Памятник Тысячелетия России



   В 1857 году комитет министров поставил на обсуждение вопрос о сооружении памятника "первому русскому государю Рюрику". Памятник должен был ознаменовать якобы исполнявшуюся в 1862 году тысячелетнюю дату существования Русского государства.Был объявлен конкурс.Оценку проектов было поручено произвести совету академии художеств, состоявшему из маститых профессоров.
  К назначенному условиями конкурса сроку- к 1 ноября 1859 года- в жюри поступили 53 проекта от самых разных лиц.Лучшим был признан проект М.О.Микешина. Ему присудили первую премию- 4000 рублей. Архитекторы И.И.Горностаев и П.Е.Антипов получили второе и третье места и разделили пополам вторую премию. 
   После рассмотрения в совете академии проект Микешина был подан для утверждения царю. Когда проект был утверждён Александром 2, возник вопрос об исполнителях скульптурных групп и рельефов памятника, так как Микешин не был скульптором и никогда ничего не лепил. Ему предстояло учиться у Шредера основным техническим приёмам ваяния. Совет академии считал целесообразным привлечь к сотрудничеству нескольких скульпторов, которые должны были выполнить отдельные группы и рельефы пьедестала. Для достижения стилистического и композиционного единства памятника Главное управление путей сообщения заказало Микешину и Шредеру модель в одну пятую часть натуральной величины. Модель была выполнена Шредером. Шредер работал, не зная отдыха, забывая о сне, и выполнил ответственное поручение с честью. Он успел вылепить всю модель в назначенный срок, в течение четырех месяцев, и получил полное одобрение за высокое качество её исполнения.
   В июле 1860 года Главное управление путей сообщения заключило со скульпторами контракты, по которым за лепку каждой фигуры в глине, затем за отливку её в гипcе в двух экземплярах с последующей доставкой на бронзовую фабрику было назначено вознаграждение в 4000 рублей. Скульптурные группы Михаила Романова, князя Владимира и Дмитрия Донского заказали известному скульптору академику Р.К.Залеману, фигуру Рюрика- академику П.С.Михайлову, Микешин и Шредер взяли на себя исполнение групп Петра 1, Ивана 3 и верхний, венчающий монумент.

   К 1 июля 1862 года все бронзовые группы, рельефы и решетка вокруг памятника были собраны в литейной мастерской, и на их осмотр пригласили царя. Он одобрил готовые части памятника. Вскоре их переправили по Неве и Волхову в Новгород.
   В течение 1860 года производилась заготовка необходимых материалов и доставка их в Новгород. Потом началась закладка фундамента памятника. Открытие памятника было назначено на 8 сентября(20 сентября по новому стилю) 1862 года. К нему готовились как к большому торжеству. В город прибыли войска, представители знати и других сословий, а 7 сентября на пароходе по Волхову прибыл в Новгород Александр 2 с семьей и приближенными. Открытие монумента закончилось военным парадом. Вечером в городе происходили "народные гуляния". 


Открытие
   
   Памятник представляет собой огромный шар-державу на постаменте в форму колокола. Идеологическая основа памятника – утверждение принципов «самодержавия, православия и народности». По основной композиции памятник воспроизводил «шапку Мономаха» – эмблему самодержавной власти Российской империи. Памятник представляет собой покрытый горельефными фигурами большой круглый пьедестал, на котором установлен огромный шар, изображающий «державу» с возвышающимся наверху крестом. Державу окружают шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала — 6 м; высота креста на державе — 3 м; высота фигур — 3,3 м;).

   Верхняя часть олицетворяет православие и представляет собой коленопреклоненную женщину в русском национальном костюме (символ России) и ангела с крестом.



   Средняя часть состоит из шара (державы) и расположенных у его подножия шести скульптурных групп. Каждая группа ориентирована на определенную часть света: князья Рюрик и Владимир обращены на юг, к Киеву, Иван III на восток, к Москве, Петр I обращен к северной столице — Петербургу, Минин и Пожарский противостоят западной угрозе, а Дмитрий Донской стоит на юго-восточной стороне, откуда было нашествие татар. Шесть эпох русской истории показаны в средней части памятника: появление государства (Рюрик со щитом), принятие христианства (князь Владимир с крестом в руке приказывает крестьянину разбить языческого идола, с другой стороны мать подносит ему младенца для крещения), победа на Куликовом поле (Дмитрий Донской ногой попирает поверженного татарского воина), централизация Русского государства (Иван III в шапке Мономаха с державой и скипетром в руках, у его ног — поверженные противники, позади — фигура сибиряка, поддерживающего гигантский шар), начало царской династии Романовых (скульптурная группа "Избрание Михаила Романова на царство" или "Минин и Пожарский" — Кузьма Минин вручает юному Михаилу знаки царской власти), петровские преобразования (Петр I на фоне распростертых крыльев гения Славы, у ног императора — поверженный швед). Всего вокруг державы размещено 17 фигур.

Подробное описание и продолжение следует! =)
Tags: Дмитрий Красицкий, великий новгород, история, россия, русь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments